Как развить лидерские качества у ребенка

 При приеме на высокооплачиваемые должности в требованиях к кандидату часто можно увидеть: “обязательны лидерские навыки”. Почему так происходит? Как правило, еще в школе дети и подростки, обладающие качествами лидера, являются более успешными: они имеют авторитет среди одноклассников и педагогов, даже успеваемость у них зачастую лучше, чем у других детей. Таким образом, чтобы достичь успехов как в школе, так и в будущем во взрослой жизни, эти навыки полезно развивать. Быть лидером ребенок может научиться. Рассказываем, как родители могут ему в этом помочь.


Кто такой лидер?


Чтобы понять, какие качества ребенку необходимо сформировать, чтобы быть успешным и приобрести признание, сначала разберемся, кого вообще люди называют лидером. Лидер - это личность, способная взять на себя ответственность за происходящее, привлечь людей на свою сторону, повести их. К лидеру прислушиваются, его уважают. Он по жизни всегда занимает активную жизненную позицию. С одной стороны, такое положение выглядит привлекательно - как правило, подросткам хочется чувствовать свою важность, ощущать, что они могу на что-то повлиять. Однако даже у лидеров есть свои “болевые точки”, о которых не каждый человек догадывается.


  1. Страх совершить ошибку, повышенная тревожность. На плечах лидера лежит ответственность за коллектив, который он ведет. Поэтому он может быть уверен, что не имеет права на промах. Лидер приравнивает ошибку к потере авторитета. Особенно склонны к этому подростки с их юношеским максимализмом.
  2. Отказ признать собственную неправоту. Эта проблема вытекает из первой. Боясь потерять уважение и доверие детского коллектива, подросток-лидер может настаивать на своей точке зрения, даже если ее ошибочность очевидна и окружающим, и ему самому.
  3. Пренебрежительное отношение к другим людям. Всеобщее обожание часто рождает в человеке чрезмерную самоуверенность. Подростку может казаться, что другие ребята менее важны, чем он. Это проявляется по-разному: иногда ребенок просто игнорирует других, а в худшем случае он открыто выражает агрессию в сторону того, кто с ним не согласен.
  4. Провокация нарушения дисциплины в классе. Наличие лидерских качеств не гарантирует примерного поведения в школе. Ребенок, который умеет привлечь других, но при этом не считающийся с правилами дисциплины, может спровоцировать других на подобное поведение, в результате чего образовательный процесс нарушается, страдают все его участники. Таких подростков называют анти-лидерами.


Родителям, желающим посодействовать ребенку в развитии лидерских навыков, необходимо помочь справиться не только с их приобретением, но и с преодолением этих “болевых точек”.

Как определить, есть ли задатки лидера?


Чтобы понять, обладает ли ребенок соответствующими качествами, не обязательно ждать, когда он подрастет, пойдет в школу и проявит себя в классе. Будущего лидера заметно еще в детском возрасте. Чтобы выявить эти качества, за малышом нужно обращать внимание на то, как он ведет себя в коллективе: в семье, на детской площадке или в садике.


  1. Ребенок придумывает игры сам и вовлекает остальных или присоединяется к развлечениям других? Если он умеет придумать занятие, которое понравится всем, организовать и провести игру, то уже в этом возрасте ребенок способен повести за собой детский коллектив.
  2. В споре ребенок умеет отстаивать свою точку зрения или соглашаются с большинством? Лидер не боится выражать собственное мнение, даже если оно отличается от того, что думает коллектив. Важно: он отстаивает свою позицию спокойно и аргументированно. Конечно, ребенку младшего возраста трудно скрывать эмоции - он злится, когда кто-то с ним не соглашается. Однако, повзрослев, лидеры становятся сдержаннее, учатся контролировать себя.
  3. На выступлениях в детском саду или в классе ребенок хочет стоять в центре, или старается быть незаметным (а может, и вовсе отказывается выступать)? Лидеры уверенно чувствуют себя на сцене. Более того, зачастую они могут помочь воспитателю или учителю в организации мероприятия.
  4. Ребенок любит и умеет что-либо рассказывать или предпочитает слушать? Лидер говорит красиво, правильно и убедительно. Когда ребенок маленький, он еще не владеет ораторским искусством в полной мере, однако умение выразительно рассказывать можно наблюдать и в достаточно раннем возрасте.

 

Как воспитать лидера в ребенке?


Родители часто задаются вопросом: можно ли научить ребенка быть лидером? Конечно, каждый в группе не может занимать ведущую позицию. Если человек не хочет быть в центре внимания, это для него стресс - не нужно настаивать. Однако, когда родители, воспитатели или учителя обнаруживают в коллективе потенциального лидера, они могут помочь ему развить и проявить эти навыки.


  1. Давайте ребенку высказаться. Даже если вы точно знаете, прав он или нет. Пусть ребенок учится формулировать собственное мнение, обосновывать его. Сначала это может происходить сумбурно и эмоционально, но позже он станет объяснять свою точку зрения более аргументированно. Если ребенок в чем-то ошибается, важно дать ему высказаться, а потом мягко указать на то, в чем именно он не прав.
  2. Разрешите принять участие в организации семейного досуга. Ребенок уже может предлагать, чем бы ему хотелось заниматься вместе с родителями. Степень его вовлеченности должна быть посильной в зависимости от возраста. Так, дошкольнику или ученику начальных классов можно предложить выбор из нескольких вариантов: например, в субботу он больше хочет пойти в кино, зоопарк или цирк? Подростки уже могут сами предлагать варианты досуга, а старшеклассники даже поучаствовать в его организации.
  3. Развивайте ораторское мастерство. Можно предложить посещать занятия в соответствующих кружках, например, в театральной студии. Если на регулярные занятия в секции времени не хватает, то учиться ораторскому искусству можно и дома: в интернете можно найти большое количество упражнений на постановку красивой правильной речи.
  4. Приучайте к публичным выступлениям. Сначала эти выступления могут быть в семейном кругу, потом в садике или школе. Рассказывать стихотворения на празднике или на уроке, выступать с докладом - все это необходимо делать выразительно и уверенно.
  5. Не ругайте за промахи. Каждому человеку свойственно допускать ошибки. Ребенок в силу возраста и отсутствия опыта делает это чаще. Если ругать его, то в будущем он может отказываться браться за какое-либо дело, потому что будет бояться ошибиться.
  6. Пытаясь вырастить будущего лидера, родителям необходимо понимать: в первую очередь им важно создавать комфортную и безопасную среду, в которой ребенок сможет стать счастливым человеком с хорошей самооценкой. Если у него есть качества, присущие лидеру, родители могут помочь ему их развить и реализовать. Если же ребенку не свойственно вести за собой коллектив, не надо на этом настаивать - лучше помочь ему стать успешным и счастливым на той позиции, которую он занимает в детском коллективе.

Комментарии