При приеме на высокооплачиваемые должности в требованиях к кандидату часто можно увидеть: “обязательны лидерские навыки”. Почему так происходит? Как правило, еще в школе дети и подростки, обладающие качествами лидера, являются более успешными: они имеют авторитет среди одноклассников и педагогов, даже успеваемость у них зачастую лучше, чем у других детей. Таким образом, чтобы достичь успехов как в школе, так и в будущем во взрослой жизни, эти навыки полезно развивать. Быть лидером ребенок может научиться. Рассказываем, как родители могут ему в этом помочь.
Кто такой лидер?
Чтобы понять, какие качества ребенку необходимо сформировать, чтобы быть успешным и приобрести признание, сначала разберемся, кого вообще люди называют лидером. Лидер - это личность, способная взять на себя ответственность за происходящее, привлечь людей на свою сторону, повести их. К лидеру прислушиваются, его уважают. Он по жизни всегда занимает активную жизненную позицию. С одной стороны, такое положение выглядит привлекательно - как правило, подросткам хочется чувствовать свою важность, ощущать, что они могу на что-то повлиять. Однако даже у лидеров есть свои “болевые точки”, о которых не каждый человек догадывается.
- Страх совершить ошибку, повышенная тревожность. На плечах лидера лежит ответственность за коллектив, который он ведет. Поэтому он может быть уверен, что не имеет права на промах. Лидер приравнивает ошибку к потере авторитета. Особенно склонны к этому подростки с их юношеским максимализмом.
- Отказ признать собственную неправоту. Эта проблема вытекает из первой. Боясь потерять уважение и доверие детского коллектива, подросток-лидер может настаивать на своей точке зрения, даже если ее ошибочность очевидна и окружающим, и ему самому.
- Пренебрежительное отношение к другим людям. Всеобщее обожание часто рождает в человеке чрезмерную самоуверенность. Подростку может казаться, что другие ребята менее важны, чем он. Это проявляется по-разному: иногда ребенок просто игнорирует других, а в худшем случае он открыто выражает агрессию в сторону того, кто с ним не согласен.
- Провокация нарушения дисциплины в классе. Наличие лидерских качеств не гарантирует примерного поведения в школе. Ребенок, который умеет привлечь других, но при этом не считающийся с правилами дисциплины, может спровоцировать других на подобное поведение, в результате чего образовательный процесс нарушается, страдают все его участники. Таких подростков называют анти-лидерами.
Родителям, желающим посодействовать ребенку в развитии лидерских навыков, необходимо помочь справиться не только с их приобретением, но и с преодолением этих “болевых точек”.
Как определить, есть ли задатки лидера?
Чтобы понять, обладает ли ребенок соответствующими качествами, не обязательно ждать, когда он подрастет, пойдет в школу и проявит себя в классе. Будущего лидера заметно еще в детском возрасте. Чтобы выявить эти качества, за малышом нужно обращать внимание на то, как он ведет себя в коллективе: в семье, на детской площадке или в садике.
- Ребенок придумывает игры сам и вовлекает остальных или присоединяется к развлечениям других? Если он умеет придумать занятие, которое понравится всем, организовать и провести игру, то уже в этом возрасте ребенок способен повести за собой детский коллектив.
- В споре ребенок умеет отстаивать свою точку зрения или соглашаются с большинством? Лидер не боится выражать собственное мнение, даже если оно отличается от того, что думает коллектив. Важно: он отстаивает свою позицию спокойно и аргументированно. Конечно, ребенку младшего возраста трудно скрывать эмоции - он злится, когда кто-то с ним не соглашается. Однако, повзрослев, лидеры становятся сдержаннее, учатся контролировать себя.
- На выступлениях в детском саду или в классе ребенок хочет стоять в центре, или старается быть незаметным (а может, и вовсе отказывается выступать)? Лидеры уверенно чувствуют себя на сцене. Более того, зачастую они могут помочь воспитателю или учителю в организации мероприятия.
- Ребенок любит и умеет что-либо рассказывать или предпочитает слушать? Лидер говорит красиво, правильно и убедительно. Когда ребенок маленький, он еще не владеет ораторским искусством в полной мере, однако умение выразительно рассказывать можно наблюдать и в достаточно раннем возрасте.
Как воспитать лидера в ребенке?
Родители часто задаются вопросом: можно ли научить ребенка быть лидером? Конечно, каждый в группе не может занимать ведущую позицию. Если человек не хочет быть в центре внимания, это для него стресс - не нужно настаивать. Однако, когда родители, воспитатели или учителя обнаруживают в коллективе потенциального лидера, они могут помочь ему развить и проявить эти навыки.
- Давайте ребенку высказаться. Даже если вы точно знаете, прав он или нет. Пусть ребенок учится формулировать собственное мнение, обосновывать его. Сначала это может происходить сумбурно и эмоционально, но позже он станет объяснять свою точку зрения более аргументированно. Если ребенок в чем-то ошибается, важно дать ему высказаться, а потом мягко указать на то, в чем именно он не прав.
- Разрешите принять участие в организации семейного досуга. Ребенок уже может предлагать, чем бы ему хотелось заниматься вместе с родителями. Степень его вовлеченности должна быть посильной в зависимости от возраста. Так, дошкольнику или ученику начальных классов можно предложить выбор из нескольких вариантов: например, в субботу он больше хочет пойти в кино, зоопарк или цирк? Подростки уже могут сами предлагать варианты досуга, а старшеклассники даже поучаствовать в его организации.
- Развивайте ораторское мастерство. Можно предложить посещать занятия в соответствующих кружках, например, в театральной студии. Если на регулярные занятия в секции времени не хватает, то учиться ораторскому искусству можно и дома: в интернете можно найти большое количество упражнений на постановку красивой правильной речи.
- Приучайте к публичным выступлениям. Сначала эти выступления могут быть в семейном кругу, потом в садике или школе. Рассказывать стихотворения на празднике или на уроке, выступать с докладом - все это необходимо делать выразительно и уверенно.
- Не ругайте за промахи. Каждому человеку свойственно допускать ошибки. Ребенок в силу возраста и отсутствия опыта делает это чаще. Если ругать его, то в будущем он может отказываться браться за какое-либо дело, потому что будет бояться ошибиться.
- Пытаясь вырастить будущего лидера, родителям необходимо понимать: в первую очередь им важно создавать комфортную и безопасную среду, в которой ребенок сможет стать счастливым человеком с хорошей самооценкой. Если у него есть качества, присущие лидеру, родители могут помочь ему их развить и реализовать. Если же ребенку не свойственно вести за собой коллектив, не надо на этом настаивать - лучше помочь ему стать успешным и счастливым на той позиции, которую он занимает в детском коллективе.
Комментарии
Отправить комментарий