Каждый из нас рано или
поздно сталкивается с ситуацией подобного неуспеха. «Садись, два!» — выносит
свой вердикт учитель. И зачастую непонятно, а что же делать дальше? Мысли
путаются, захлестываемые эмоциями, и в итоге наши действия могут не отличаться
разумностью. Давайте попробуем разобраться в том, что имело бы смысл сделать,
когда мы получаем плохую оценку.
Итак, первое, с чем мы сталкиваемся — наша собственная самооценка.
Иногда она существенно снижается, стоит нам получить двойку. Поэтому в первый
момент после получения двойки важно себя на секундочку остановить и напомнить
самому себе, об очень простой вещи. Из-за плохой оценки вы не становитесь хуже.
Не становитесь глупее от того, что не смогли решить задачу, не становитесь
неприятнее от того, что не выучили правила и исключения, не становитесь
недостойным, оттого, что не можете написать формулу цветка бобовых.
Плохая оценка отражает лишь неэффективность в каком-то конкретном действии. По
сути, это определенный указатель, напоминающий вам о том, на какие области
знания нужно обратить чуть более
пристальное внимание.
Допустим, вы успокоились, смогли прийти в себя. И в этот момент возникает
следующий вопрос – а как отреагируют родители. Довольно часто, автоматически
возникает мысль – «родители меня убьют».
Имеет смысл взглянуть на ситуацию чуть объективнее. Чтобы было легче это
сделать, попробуйте вспомнить, как родители реагировали на плохие отметки в
прошлый раз. В любом случае, убивать вас не будут. Да, родители вряд ли
обрадуются и вряд ли будут вас награждать за заслуженную двойку. Скорее всего,
они так или иначе выскажут свое неудовольствие, возможно, каким-то образом вас
накажут.
Поэтому следующая мысль, которая обычно нас искушает – «ничего не рассказывать родителям». Мысль настолько же заманчивая,
насколько и неэффективная. Тот, кто пробовал что-то скрывать, наверняка уже
знает, что родителям рано или поздно все станет известно. И если до этого они
были бы расстроены исключительно плохими отметками, то теперь к этому
примешаются еще и неприятные переживания, связанные с вашим обманом – в
результате и наказание может оказаться суровее, и доверие к вам будет
подрываться. Еще один минус заключается в том, что, скрывая свои отметки, вы
становитесь жертвой случайностей. Раскрыть вас могут в любую секунду, и чаще
всего это происходит в самый неподходящий момент. Когда же вы рассказываете о
своих школьных трудностях самостоятельно, у вас есть возможность морально
подготовиться, а иногда и выбрать подходящее время для подобного разговора.
Иногда возникает еще одна иллюзия – мысль о том, что вы сами со всем
справитесь. Следуя за ней, вы рискуете – ведь иногда проблемы растут как
снежный ком. Вам будет гораздо легче предотвратить различные сложности совместно
с родителями, чем пытаться как-то справиться с ситуацией, когда вы погрязли в
задолжностях, да и родители злы на вас из-за того, что происходящее скрывалось
слишком долго.
Итак, мы собрались с силами и готовы рассказать родителям о своем неуспехе.
Как это лучше сделать? Каждый из вас неплохо знает своих родителей и наверняка
сможет выбрать время, когда они будут в достаточно хорошем расположении духа.
Если вам по-прежнему
очень страшно, начните разговор с тем из родителей, с кем у вас более
доверительные отношения. Что же стоит сказать?
·
Я получил двойку (лучше обрисовать
ситуацию сразу, не заставляя родителей угадывать по намекам, что же у вас пошло
не так, потому что подобное угадывание вызовет только большее раздражение).
·
В дальнейшем очень важно дать родителям
выговориться – они испытывают неприятные переживания, и обычно им есть, что
сказать по этому поводу. Важно понимать, что сказанные в таком состоянии слова
не имеют цели обидеть вас – родители просто дают выход своим чувствам в такой
форме.
·
Затем родители обычно задаются вопросом
«Почему же это произошло?» Важно подготовиться к этому вопросу, и заранее
подумать, а почему все-таки это случилось, почему именно вы получили эту
двойку? Взрослые придают огромное значение подобным объяснениям, да и вам самим
они пригодятся, когда вы будете планировать свои дальнейшие действия.
·
И вот поток родительской речи начинает
иссякать, эмоции уже отреагированы и приходит время для конструктивного
разрешения ситуации. Конечно, всегда можно сказать «Мама, я больше не буду», но
сложностей это не решает, да и через какое-то время начинает вызывать у
родителей негативный отклик. Для начала лучше поделиться своими эмоциями
(только реальными): «Я очень огорчена, что получила
двойку», «Мне до слез обидно, что так произошло», «Мне самому очень неприятна
ситуация, в которой я оказался».
·
А после рассказа о своих чувствах, самое
время вспомнить о причинах полученной плохой отметки и в соответствии с ними
можно предложить решение.
«Я
получил два, потому что много отвлекался на контрольной» — «На следующей
контрольной я буду сосредоточен»
«Я
получила двойку, потому что пропустила эту тему и не все поняла» — «Теперь я
постараюсь полностью разобраться в этой теме, чтобы больше не попадать в такую
ситуацию»
«Я не
сдал контрольную, потому что не выучил» — «Теперь перед контрольным сажусь
учить все еще серьезнее»
«Учительница
занизила мне оценку» — «Я постараюсь наладить отношения с учительницей или хотя
бы узнать, что нужно для получения хороших оценок»
Все эти рекомендации могут помочь вам спокойнее и свободнее рассказать о
плохих оценках, но все это будет бесполезно, если
вы сами не предпримете конкретных действий, чтобы улучшить свою успеваемость.
Важно, чтобы ваш план от слов перешел бы к делу, тогда и рассказывать о своих
двойках вам придется значительно реже.
Резюмируем.
Когда мы получаем плохую оценку, мы:
1.
Даем себе успокоиться
2.
Морально готовимся рассказать родителям
о своих сложностях
3.
Обсуждаем ситуацию с родителями
4.
Предпринимаем конкретные шаги для
улучшения своей успеваемости
Успехов вам в учебе ☺
Комментарии
Отправить комментарий