Рекомендации помогут:
- определить лидера;
- выявить ведущие мотивы поведения лидера;
- выстроить сотрудничество;
- выбрать способы влияния.
Определите лидера в классе
Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности.
Лидер - устойчивая высшая позиция человека в группе. Он ведет других за собой. Главный признак, по которому можно распознать лидера, - ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака.
Посмотрите, кто в классе задает моду - начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения:
- вознаграждение;
- одобрение ровесников и взрослых;
- интерес и удовольствие от результата;
- самоутверждение и высокие достижения;
- воплощение собственных ценностей и идей, которые
имеют мировоззренческий характер.
Примените диагностический инструментарий «Экспресс-тест на определение ведущего мотива поведения у лидера класса» в конце статьи.
Признаки, по которым можно отличить лидера. Это
должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют другие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам.
Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.
Совет |
Как выстроить сотрудничество с лидером
Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером - противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-лидера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения.
Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
1. Способ |
Как использовать
Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)
2 Способ |
Как использовать
Выразите одобрение, ни с кем не сравнивая лидера:
«Ты так хорошо умеешь договариваться», «Это очень взрослое решение», «Я горжусь тобой», «Ты такой
молодец!»
3 Способ |
Как использовать
Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие
4 Способ |
Как использовать
Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
5 Способ |
Как использовать
Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание
6 Способ |
Как использовать
Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой
7 Способ |
Как использовать
От «нельзя», «нет», «на меня это не действует» до развернутых содержательных высказываний о том, почему вы считаете что-то неправильным
8 Способ |
Как использовать
Нагрубил - смените дискуссию на монотонную работу
Проведите анализ работы с классом и его лидером.
Есть мнение, что появление в классе лидера - это результат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно.
Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда лидер - «спасатель» класса, он дополняет функции педагога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа:
- Как я справляюсь с функциями управления?
- Как я умею мотивировать, направить, контролировать, поддерживать и скоординировать учеников?
- Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов?
- Устанавливаю ли я границы допустимого?
Именно эти вопросы помогут вам проанализировать результаты работы с классом и его лидером.
Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером
- Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением.
Не опекайте чрезмерно и не давите на него. - Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
- Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу. - Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит -
и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением. - Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
- Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.
Выберите способы влияния на лидера
Шесть способов влияния
Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.
Пример
1. Пригласите лидера участвовать в деле: «Дима, попрошу тебя начать дискуссию.
Скажи, что ты думаешь о...»; «Катя, ты можешь взять на себя выбор сценария?».
2. Назначьте лидера ответственным за дело, порученное классу: «К пятнице наш класс должен принести плакат на конкурс к Дню права. Назначаю ответственным Мишу Миша, ватман и краски я могу дать, остальное на тебе и тех, кто будет тебе помогать».
3. Разбейте класс на группы. В группу учащихся с невысокой активностью включите лидера.
Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)
Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.
Пример
1. Выберите два-три качества, которые считаете ценными. Последовательно реагируйте на их проявление, подкрепляя их. Реагируйте и на отрицательные качества. Используйте шпаргалку «Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса».
2. Поощрите последовательно дружелюбие лидера и негативно подкрепите агрессию, то не только он, но и класс усвоит, что дружелюбное поведение приносит положительные результаты. Лидеру подражают, значит, его качества будут воспринимать как престижные.
Способ 3. НЛП-ПОДХОД
Описание
Суть способа - в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса.
Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате.
Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.
Пример
1. «Катя, я думаю, мы договоримся, ты человек взрослый и мудрый. Помоги мне набрать группу для проведения субботника».
2. «Рома, ты очень авторитетный человек
в классе. Помоги, будь добр. Надо всем собраться и принять решение по выпускному вечеру. Когда ты сможешь собрать ребят?»
3. Организуйте дело так, чтобы лидер был вынужден вложить в него силы, время и творчество. Потраченные усилия заставят его оставаться вашим союзником. Например, попросите его отксерокопировать материалы для занятия.
Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ
Описание
Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное - не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте.
Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.
Пример
1. Обратитесь за помощью: «Коля, мне нужна твоя помощь в одном деле, рассказываю только тебе» (и дальше о деле, имеющем значение для всего класса), «Маша, буду говорить тебе как есть...».
2. Задавайте вопросы лидеру о том, что ему важно и интересно. Расспросите о его хобби и выразите интерес к нему. Скажите, что редко можно встретить человека с такими качествами.
3. Поручите лидеру дело, которое обычно педагоги не поручают сделать ученику (купить в магазине что-то, помочь найти информацию в интернете).
Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Описание
Этот способ воздействия имеет отсроченное действие. Его суть в том, чтобы дать лидеру какую-то информацию «не для всех», способную изменить что-то в желаемую сторону. Например, лидер может рассказать или не рассказать это классу, но изменения в его поведении зададут вектор изменениям остальных. Предоставьте информацию, которая важна не только для него, а для всего класса: о предстоящей проверке, о возможной смене учителя, о мероприятиях.
Пример 1. Дайте лидеру «случайно» услышать или скажите только ему, что надвигается серьезная проверка, которая затронет всех учеников (независимый тест знаний).
2. «Миша, я только тебе это скажу, ты думай сам, говорить ли ребятам. В понедельник придет медицинская комиссия в школу. Будет проверять у учеников содержание никотина в организме».
3. Попросите лидера задержаться и расскажите ему что-то о себе или о проблемах в классе. Спросите его мнение. Следите за тоном в общении. Советуйтесь, а не угрожайте.
Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ
Описание
Способ на крайний случай - если лидер асоциален, недисциплинирован и провоцирует буллинг. Суть способа - разрушить систему «лидер - последователи» с помощью административных мер.
Воздействуйте на учеников так, чтобы негативные действия лидера и его ближайших последователей пресекались директором школы, Советом профилактики.Это могут быть выговоры с занесением в личное дело, участие в малом педсовете с приглашением родителей, привлечение КДН
Пример
1. «Вы очень веселились на уроке. И ты, Саша, тоже. Я вижу, сил у вас много, значит, сегодня на 7-м уроке дополнительная алгебра. Жду всех, завуч в расписание поставит этот предмет, пока не сможем работать нормально».
2. «Тебе, Коля, персональное задание.
Пересаживайся за отдельную парту и пиши вот эту работу. У тебя спорная оценка, повысь ее».
3. В ответ на недисциплинированное поведение на уроке в течение недели проводите дополнительные занятия. Обязательно проведите беседу и уточните причины поведения.
Комментарии
Отправить комментарий