Рекомендации педагогам по работе с агрессивными/застенчивыми/гиперактивными детьми

 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми
  • Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  • Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
  • В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  • Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  • Обсуждайте поведение только после успокоения.
  • Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
  • Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
  • Пусть за что-то отвечает в школе.
  • Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
  • Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  • «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  • Свое плохое настроение не разряжать на нем.
  • Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Что делать, если подросток ведет себя агрессивно

  1. Следите за тем, что говорит подросток. Поймите, чего он добивается агрессивным поведением. Уточните, нужна ли ему помощь.
  2. Реагируйте на агрессию быстро, однозначно и понятно. Не давайте невыполнимых угроз и обещаний, избегайте неопределенности типа «может быть» или «посмотрим».
  3. Когда подросток ведет себя агрессивно, спокойно выражайте свои эмоции, например, скажите: «Мне было обидно». Не срывайтесь и не оценивайте его действия.
  4. Не избегайте ситуаций, в которых подросток проявляет агрессию. Позвольте ему высказаться. Спросите его, почему он злится. Возможно, он чем-то с вами не согласен, узнайте об этом.
  5. Подавайте пример. Продемонстрируйте подростку, как проявить свою злость и не нарушить норм поведения. Покажите, как справляться с агрессией.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы.

Рекомендации по работе с застенчивым ребенком :

  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  3. Включать в общественные посильные дела.
  4. Хвалить самостоятельность.
  5. Стимулировать личную ответственность.
  6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.
  7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найди адекватный.
  8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
  9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

 
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями
  1. Игнорировать истерические реакции.
  2. Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремиться угодить.
  5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
  6. Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.
  8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
  9. Требует много льгот для себя.
  10. Такие дети лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

11. He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек - требования всех членов едины.
16. Ужесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение.
17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20. Повышать самооценку, уверенность в себе.

Комментарии