Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.
Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени.
Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и
события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок
находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность
поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.
Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные
негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии
и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в
случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного
поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам
– могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с
агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить
защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким
образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем
тревоги.
Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и
особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и
без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость,
противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.
Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда,
когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации
учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную
агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность
«выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень
напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть
или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с
психологическими трудностями.
Как говорить с учеником в кризисном состоянии?
Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное
состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной
эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок
не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь.
Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные,
вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание
и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с
ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:
- Организуйте
пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы
пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не
отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не
будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не
напоминала урок.
Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня
не простят.
Учитель: —А о чём ты думал,
когда делал? Вот результат.
Учитель: -Конечно, я бы тоже
такое не простил (простила).
Учитель: — Давай попробуем обсудить то,
что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.
- Наладьте
контакт. Выберите
подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать
ребёнка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учеников или
учителей. Дайте ученику понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот
разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может
отказаться.
Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы
не поймёте!
Учитель: -Ещё как понимаю,
возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.
Учитель: А кто вас, современных
детей, вообще понимает?
Учитель: — Расскажи мне о том, что я
сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.
- Подготовьтесь
к беседе. Позаботьтесь
о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас
не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы
заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё
внимание.
- Слушайте. Сосредоточьтесь на том,
что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не
перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно
параллельно вести какие-либо записи. Иногда ребёнку достаточно только
того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.
Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни
на что не способен!
Учитель: -Тебе нельзя так
говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.
Учитель: Перестань уже хныкать и
займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.
Учитель: — Иногда каждый человек
чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не
закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно
разобраться прежде всего.
- Откажитесь
от советов. Сейчас
ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться
своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не
повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь
взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и
правил.
Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне
надоели эти учителя и родители!
Учитель: — Как
ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для
тебя.
Учитель: — Ты должен радоваться,
что у тебя есть возможность учиться.
Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это
чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить?
Что сейчас с тобой происходит?
- Покажите,
что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда ребёнок будет готов
рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает
какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться
своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на
обращение к школьному психологу.
Ребёнок: — Без меня всем было бы только
лучше!
Учитель: — Так
нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.
Учитель: — Не говори ерунды.
Учитель: — Кому именно от этого станет
лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.
Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь
ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем,
чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после
кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими
и сопровождать этот процесс.
*
В тексте зачёркнуты варианты ответов, которые не рекомендуется
использовать в разговоре с ребёнком, который находится в кризисном
состоянии.
Комментарии
Отправить комментарий