Методики
мотивации подростков
Чтобы успешно
учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как
они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный
статус и так далее.
Чтобы выбрать
правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что
именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с
учётом его потребностей.
По аналогии с
трудовыми отношениями взрослых можно выделить пять типов мотивации учебной
деятельности подростков. Рассмотрим каждый из них.
1. Борец за
идею
Есть
подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или
постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели,
обладающие незаурядной фантазией. «Идейники» часто берутся за масштабные
проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься
чем-то другим.
Как
мотивировать: чтобы «идейник» находил в себе силы преодолевать преграды и
продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего
ребёнка не кажется вам стоящей, не критикуйте её. Помните, что многие великие
люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в
него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он
почувствует, что не один. И тогда он сможет преодолеть все трудности и не
растеряет свой энтузиазм.
2. Душа
компании
Если подросток
— выраженный экстраверт и любит находиться в центре внимания, значит, для него
важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как способ учебной
мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание
новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения.
Как
мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое.
Поэтому для успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого
знания и развитый интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того,
чтобы стимулировать желание учиться, «социальщика» нужно хвалить за успехи, и
лучше всего публично.
3. Лидер
Быть первым,
быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт
амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один
рубеж, они уже смотрят на следующий. Можно подумать, что если подросток
ориентирован на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не
должно. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для
«лидера» фатальным ударом.
Как
мотивировать: во-первых, «достиженцу» требуются правильные ориентиры. Подросток
должен понимать, что первое место на районной олимпиаде открывает для него
новые перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли
поможет добиться успеха в жизни. Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что
цените его вне зависимости от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет
ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать эмпатию и
пробуждать интерес к другим людям. Тогда они смогут приобрести ценные лидерские
качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.
4.
Исполнитель
Одни люди
ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если
«исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то
работа будет вызывать у него удовлетворение. «Исполнители» отличаются хорошей
усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не
выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе
новый учебный материал.
Как
мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль.
Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не
критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания.
Не стоит пытаться силой переделывать «исполнителя» в «лидера». Лучше
использовать его сильные стороны: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность
к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастером своего
дела.
5.
«Бизнесмен»
Подросткам
этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают
учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают
получить материальные блага. Люди с таким типом мотивации знают цену своим
усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо
сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не
только.
Как
мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней
мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз.. Однако
важно делать это последовательно: обговорить заранее, какой конкретный
результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И конечно, ценность
подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у подростка сложились
правильное представление о ценности своего труда. Также необходимо воспитывать
в нём ответственное отношение к имуществу и развивать другие стороны его
личности. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть
единственным.
Все
описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило,
они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что
с возрастом мотивация подростков может меняться.
Как повысить мотивацию подростка
В заключение
приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:
Поощряйте
самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как
равного. Покажите ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему,
только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.
Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более
успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.
Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте
наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не
способствуют учебной мотивации.
Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток
получает прежде всего от родителей и педагогов.
Рекомендации: Как учителям повышать
учебную мотивацию школьников
1. Предоставление частичной свободы
выбора.
2. Интерес и радость должны быть
основными переживаниями школьнику в процессе обучения.
3. При обучении необходимо учитывать
запросы, интересы и устремления детей.
4. Самой мощный стимул в обучении
«Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает
отсутствие смысла учебы. Нужно научить
разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная
с малого. Одну большую задачу разбить на
подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их
сделать. Если, ребенок, в каком то виде
деятельности достигнет мастерства, то внутренняя
мотивация будет расти.
5. Рост уверенности в себе, своих
силах способствует усилению внутренней мотивации.
6. Отмечайте достижения ребенка.
Оценка его достижений поможет продолжить обучение.
Например, список успехов может способствовать
тому, чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача
сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость
затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают
мотивацию.
8. Для школьников важна сама личность
учителя (очень часто даже скучный материал,
объясняемый любимым учителем, хорошо
усваивается).
9. Правильно преподносить содержание
учебного материала, чтобы это было интересно.
10. Изменять методы и приемы
обучения.
11. По возможности стараться на уроке
чаще обратиться к каждому ученику.
12. Стараться, когда это возможно,
интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и
другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор
учащихся.
13. Всеми возможными способами
пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы
преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
14. Игра является мощным стимулом
интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но
практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном
возрасте. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми
новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры
младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают
яркую реализацию в личных поступках.
Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывае огромный эффект в деле формирования личности
человека, его знаний и мышления.
15. Создание ситуации успеха, через
выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с
опорой на старые знания.
16. Положительный эмоциональный
настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и
эмоциональную речь учителя.
17. Занимательность, необычное начало
урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы,
юмористические минутки.
18. Включение учащихся в коллективную
деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы,
взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы,
приём «метод проб и ошибок», оказание
учащимися помощи друг другу.
19. Необычная форма преподнесения
материала.
20. Сотрудничество на уроке, через
совместное решение проблемы и разрешение
21. Стимулирование деятельности,
через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ,
оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
22. В деле повышения интереса ребенка
к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
23. Уважайте личность каждого
ребенка.
Комментарии
Отправить комментарий