К основному контенту

РОДИТЕЛЯМ учащихся С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

 

1.     Полезно снизить количество замечаний. Родителям желательно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером надо перечитать список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

2.     Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

3.      Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

4.     Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ü Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

ü (Например, нельзя говорить ребенку: «Бабушку лучше не слушай!»)

ü Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

ü Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

ü Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

ü Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

ü Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

ü По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают

ü несчастья.

ü Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш.

ü Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

ü Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

ü Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие к взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

ü Чаще используйте телесный контакт, обращайтесь к ребенку по имени.

ü Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т. о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

ü В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

ü Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы

ü тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

ü  Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям –оговаривайте то, что будет происходить.

ü Не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие

трудности в черных красках.

ü Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось...».

ü  Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в

контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание... Почитать ребенку книгу «Полианна» Элинор Портер (про умение находить положительное в любой ситуации)

ü Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

ü Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

ü Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о

хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции (книга «Я чувствую, что …» Горина М., Марченко Е, Антипова Ю.; + к этой книге есть рабочая тетрадь «Работа с эмоциями. 100 + техник» . В книге описываются все эмоции и чувства, рассказывается как они появляются и как правильно выражать негативные эмоции)

ü Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев,

поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.

ü Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

 

Творчество — состояние спокойного человека.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

 

Комментарии