1. Полезно снизить
количество замечаний. Родителям желательно попробовать в течение одного только
дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером надо перечитать
список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы
не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему
ребенку.
2. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то
рот заклею! Уйду от тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше,
если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации,
будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства
словами.
3. Ласковые прикосновения родителей
помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это
избавит его от страха насмешки, предательства.
4. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и
наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на
разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ü Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других
значимых для него людей.
ü (Например, нельзя говорить ребенку: «Бабушку лучше не
слушай!»)
ü Будьте последовательны в своих действиях, не
запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
ü Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того,
что они не могут выполнить.
ü Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний
раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не
забудьте похвалить.
ü Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте
таким, какой он есть.
ü Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно
учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему
радость и он не чувствовал себя ущемленным.
ü По возможности контролировать
свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только
необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как
враждебный, где его на каждом шагу подстерегают
ü несчастья.
ü Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как
награда за успехи, но и просто потому, что он ваш.
ü Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее
помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.
ü Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных
ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых
клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо
противоположного результата.
ü Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно
просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие
проявляют чрезмерное дружелюбие к взрослым, слишком озабочены тем, чтобы
завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда
взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить
признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и
когда ребенок вырастет.
ü Чаще используйте телесный контакт, обращайтесь к ребенку
по имени.
ü Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте
условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу
у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т. о. вы
покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
ü В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за
ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда
достаточно просто Вашего присутствия.
ü Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у
него наблюдаются симптомы
ü тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с
солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам
предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения
той или иной проблемы.
ü Заранее
готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям
–оговаривайте то, что будет происходить.
ü Не пытайтесь повысить работоспособность ребенка,
описывая предстоящие
трудности в черных красках.
ü Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем
времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне
удалось...».
ü Старайтесь в
любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в
контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно
повторить, на что обратить внимание... Почитать
ребенку книгу «Полианна» Элинор Портер (про умение находить положительное в
любой ситуации)
ü Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие
конкретные цели и достигать их.
ü Сравнивайте результаты ребенка только с его же
предыдущими достижениями/неудачами.
ü Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться
(дыхательные упражнения, мысли о
хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные
эмоции (книга «Я чувствую, что …» Горина
М., Марченко Е, Антипова Ю.; + к этой книге есть рабочая тетрадь «Работа с
эмоциями. 100 + техник» . В книге описываются все эмоции и чувства,
рассказывается как они появляются и как правильно выражать негативные эмоции)
ü Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с
помощью объятий, поцелуев,
поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.
ü Отрицательные последствия тревожности выражаются в
том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень
тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления,
для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед
новым, неизвестным.
Творчество — состояние спокойного
человека.
У оптимистичных родителей –
оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Комментарии
Отправить комментарий